Когда мы узнаем о существовании разумной жизни за пределами Земли, первый вопрос, который мы, скорее всего, зададим: "Как мы можем общаться?". По мере приближения 50-й годовщины послания Аресибо 1974 года - первой попытки человечества послать сообщение, способное быть понятым внеземным разумом, - этот вопрос становится как никогда актуальным. Развитие технологий дистанционного зондирования показало, что подавляющее большинство звезд в нашей галактике имеют планеты, и что многие из этих экзопланет способны иметь жидкую воду на своей поверхности - необходимое условие для жизни, как мы ее знаем. Вероятность того, что хотя бы на одной из этих миллиардов планет зародилась разумная жизнь, кажется достаточно высокой, чтобы потратить некоторое время на выяснение того, как сказать "привет".
В начале марта международная группа исследователей под руководством Джонатана Цзяна из Лаборатории реактивного движения НАСА разместила на сервере препринтов arXiv.org статью, в которой подробно описала новый дизайн послания, предназначенного для внеземных адресатов. 13-страничное послание, названное "Маяк в Галактике", должно стать базовым введением в математику, химию и биологию, в значительной степени опирающимся на дизайн послания Аресибо и другие прошлые попытки связаться с инопланетянами. Исследователи включили подробный план наилучшего времени года для передачи сообщения и предложили плотное кольцо звезд вблизи центра нашей галактики в качестве перспективного места назначения. Важно отметить, что в передаче также имеется специально разработанный обратный адрес, который поможет инопланетным слушателям точно определить наше местоположение в галактике, чтобы они могли с надеждой начать межзвездный разговор.
"Мотивацией для создания этого проекта было стремление передать максимальное количество информации о нашем обществе и человеческом роде в минимальном объеме сообщения", - говорит Цзян. "С усовершенствованием цифровых технологий мы сможем сделать гораздо лучше, чем [сообщение Аресибо] в 1974 году".
Каждое межзвездное послание должно отвечать на два фундаментальных вопроса: что сказать и как сказать. Почти все сообщения, которые люди до сих пор передавали в космос, начинаются с установления общего языка с базового урока по естественным наукам и математике - двух тем, которые, предположительно, знакомы как нам, так и инопланетянам. Если цивилизация за пределами нашей планеты способна построить радиотелескоп, чтобы принять наше сообщение, она, вероятно, знает кое-что о физике. Гораздо более сложный вопрос - как закодировать эти понятия в сообщении. О человеческих языках речи не идет по очевидным причинам, но и наши системы счисления тоже. Хотя концепция чисел почти универсальна, то, как мы изображаем их в виде цифр, совершенно произвольно. Именно поэтому многие попытки, включая "Маяк в Галактике", решили оформить свое письмо в виде растровой карты - способа использования двоичного кода для создания пиксельного изображения.
Философия битового дизайна для межзвездной связи восходит к посланию Аресибо. Это логичный подход - включение/выключение, присутствие/отсутствие двоичного кода, похоже, будет признано любым разумным видом. Но эта стратегия не лишена недостатков. Когда пионер в области поиска внеземного разума (SETI) Фрэнк Дрейк создал прототип сообщения Аресибо, он отправил двоичное сообщение по почте некоторым коллегам, в том числе нескольким нобелевским лауреатам. Никто из них не смог понять его содержание, и только один догадался, что двоичное сообщение должно было быть битовой картой. Если некоторые из самых умных людей с трудом понимают эту форму кодирования сообщения, то маловероятно, что у инопланетян дела обстоят лучше. Более того, даже неясно, смогут ли космические пришельцы увидеть изображения, содержащиеся в сообщении, если они его получат.