Энцелад, крошечный ледяной спутник Сатурна, — один из главных кандидатов на звание обитаемого мира в пределах Солнечной системы. И теперь ученые полагают, что мы сможем уточнить наличие на нем живых форм, даже не совершая посадку на поверхность.
Из 82 спутников Сатурна Энцелад — один из самых загадочных. Сохраняющаяся на нем геологическая активность и изобилующая водой поверхность делают это небесное тело, по словам некоторых астрономов, наиболее пригодным для жизни местом в Солнечной системе.
И неудивительно: под толстым слоем льда, покрывающим поверхность спутника, таится теплый соленый океан, выделяющий метан — газ, что на Земле обычно служит надежным признаком присутствия микробной жизни. Однако в случае Энцелада самый верный способ установить присутствие на нем жизни — заставить космический зонд совершить посадку и взять образцы… Или нет?
Международная группа американских и французских астрономов полагает, что посадка зонда (и, как следствие, риск занесения земных микроорганизмов) необязательна: достаточно несколько раз пролететь над поверхностью спутника и проанализировать состав выбрасываемых им газов. Это позволит с уверенностью определить присутствие жизни на Энцеладе и избавит от необходимости разрабатывать зонд, способный проникнуть сквозь многометровую толщу льда.
Исследователи предполагают, что с учетом уже собранных данных о составе подледного океана биомасса жителей Энцелада будет невелика, и тем опаснее подвергать инопланетную экосистему риску столкновения с чужими микроорганизмами. Наиболее перспективным для сбора данных они называют южный полюс Энцелада, куда сквозь трещины в ледяном щите прорывается по меньшей мере сотня гейзеров, шлейф от которых заметен даже из космоса.
К сожалению, подобный способ изучения не позволит нам «вживую» увидеть энцеладских микробов, хотя у ученых есть предположения, как они выглядят. Поскольку под толстый слой льда солнечный свет практически не проникает, вероятно, жители Энцелада получают энергию из гидротермальных источников, таких как существующие на дне Мирового океана «курильщики», основное население которых — хемосинтезирующие бактерии.