Многие предполагают, что падению цивилизации майя способствовали изменение климата и ухудшение условий окружающей среды. А климатологи даже рассматривали сельскохозяйственную практику этих представителей древнего индейского народа как яркий пример того, чего не следует делать.
Но едва ли климатическую версию можно назвать единственной, ведь велика вероятность того, что майя подкосили сразу несколько факторов: изменение климата, междоусобные войны, нерациональное использование природных ресурсов и даже однообразная кукурузная диета.
Ученые из университетов Брандейса, Брауна, Хьюстонского (США), Макмастера (Канада) и других научных организаций решили «реабилитировать» майя в глазах современников и показали, что многие майяские города можно назвать образцами сельскохозяйственного таланта.
Используя беспилотники и лидарную съемку, команда, опубликовавшая итоги своей работы в журнале Remote Sensing, обследовала небольшую территорию в Западной низменности, расположенную между нынешней границей Мексики и Гватемалы.
В результате ученым удалось обнаружить обширные системы сложного орошения и террасирования в городах майя и за их пределами. Авторы работы также выяснили, что между 350 и 900 годами некоторые королевства майя жили в комфорте и имели устойчивые сельскохозяйственные системы.
Более того, лидарный обзор показал, что, несмотря на различия, некоторые майяские города могли похвастаться высоким уровнем сельского хозяйства, приносившем даже избыток продовольствия. Технологии, которыми овладели майя, включали в себя строительство террас, создание систем управления водными ресурсами с плотинами, ирригационных каналов.
«Это говорит о том, что к позднему классическому периоду, примерно с 600 по 800 год, фермеры этого региона производили больше продовольствия, чем потребляли. Вполне вероятно, что эти излишки продавали на городских рынках как в виде «сырых», так и в виде готовых продуктов, например тамале и каши, и использовали для уплаты дани местным лордам», — рассказал один из авторов исследования доцент антропологии Эндрю Шерер из Университета Брауна.